Гипоспадия является одной из самых распространенных врожденных аномалий половых органов у мужчин.
В идеале, диагноз гипоспадии устанавливается после медицинского осмотра новорожденного, в первые дни его жизни, а затем уже педиатр направляет ребенка с родителями на консультацию детского уролога-андролога, детского хирурга для дальнейшего наблюдения за ним до возраста, оптимального для оперативного лечения.
Возраст ребенка, в котором было проведено хирургическое лечение гипоспадии, несомненно, определяет не только успех самого лечения, но и значительно минимизирует негативные последствия самой операции на психоэмоциональное состояние ребенка и его семьи.
Данный возрастной интервал выбран не случайно, и определен многолетними исследованиями в сфере психоэмоционального состояния ребенка с диагнозом гипоспадия.
Так, когда в 1975 году Американская Академия Педиатрии приняла решения о запрете проведении корригирующих операций при врожденных аномалиях мужских половых органов в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, считая их опасными и категорически не рекомендованными по техническим и анестезиологическим причинам, об определении оптимального времени выполнения корригирующих операций на половых органах - дошкольный период от 3 до 5 лет, НО после проведенных исследований позже, когда было выявлено, что у мальчиков, оперированных по поводу гипоспадии в более старшем возрасте, имеются серьезные психоэмоциональные последствия после проведенных операций в раннем школьном и подростковом возрасте - отказалась от принятых решений.
Связано это с тем, что осознание принадлежности к полу формируется обычно к 3-4 годам и что они помнят сам момент оперативного вмешательства в этот период.
В этом возрасте мальчики начинают сравнивать строение своих половых органов с друзьями в детском саду, с ровесниками (в гостях у родственников), обращают внимание на то, как они писают. И если выявляются отличия от большинства «нормальных» сверстников, это может вызвать сильное психологическое потрясение вплоть до устойчивого невроза собственной неполноценности.
В дальнейшем юноша, мужчина, чувствуя себя «не таким, как все» или даже «ненормальным», начинает избегать ситуаций, которые являются частью повседневной жизни (сексуальную близость с женщиной, общий душ, фитнесс, бассейн и даже использование общественного писсуара), что в последствии может привести к отрицательному эмоциональному каскаду реакций.
Ощущение того, что ты "другой" генерирует широкий спектр негативных эмоций, таких как унижение, стыд, бессилие, неуверенность в себе, гнев, тревожность, что в свою очередь может привести к депрессиям, сексуальными нарушениями и даже суицидальным мыслям.
Со временем, опыт этих негативных эмоций может глубоко ухудшить психологическую, социальную и сексуальную функцию подростка и молодого мужчины. Другого рода психоэмоциональные реакции отмечаются у родителей ребенка с гипоспадией, так как сам малыш, зачастую, в силу своего возраста на момент постановки диагноза, не воспринимает свою патологию, как «физический недостаток».
Интересен тот факт, что «легкие» формы гипоспадии (головчатая, околовенечная, венечная) не воспринимаются родителями, как заболевание, требующее хирургической коррекции, что, возможно связано, как с недостаточной информированностью родителей по данной патологии, так и с «малоопытностью» врача в вопросах гипоспадии.
В связи с этим дети с такими формами данной патологии оперируются в более поздние сроки от оптимальных возрастных.
В случае же со стволовой, мошоночной, а тем более промежностной формами гипоспадии сам факт постановки такого диагноза является для семьи травмирующим фактором, меняет жизнь семьи, зачастую негативно сказывается на отдельных ее членах.
Родителям долгое время принятию болезни ребенка мешает надежда на то, что диагноз, может быть, ошибочен, что возможен некий «спасительный метод лечения» или своего рода «чудо».
Родители часто испытывают чувство вины, стыда, и растерянности и обвиняют в случившемся себя, тогда возникновение заболевания у ребенка становится поводом для семейного конфликта с обвинениями в «плохой наследственности».
Большое значение имеет сама ситуация, в которой родители узнают о диагнозе, поэтому огромную роль в данном случае играет опыт врача в вопросах гипоспадии, в правильном принятии ими сложившейся ситуации еще на первой консультации с урологом-андрологом, где не маловажную роль играют его человеческие качества и навыки психолога.
Врач квалифицированно и доступно для родителей должен объяснить сущность заболевания, методы лечения и прогноз, исключить всякие мысли о «безнадежности» сложившейся ситуации, в случае сложных форм гипоспадии, или, наоборот, убедить их принять решения в сторону хирургической коррекции при «легких» формах гипоспадии в оптимальные для ребенка возрастные сроки, разъяснить психоэмоциональные последствия «неоперированной гипоспадии» при взрослении ребенка.
Ранее выявление, адекватная тактика ведения ребенка до операции, определение оптимального срока оперативного лечения, психологическая поддержка ребенка и его семьи на всех этапах хирургической коррекции, -